.
 

Помощь Храму

 
 
  • Яндекс:
    41001775518019
  • Mail.ru:
    1000200182764696
  • WebMoney:
    R262294770278





рублей
Яндекс.Деньгами


на счет 41001775518019

Чем богаты!получить кнопку

Икона дня

   
 
 
 

 

Крещение детей

Внимание! Все, кто желает покрестить своих детей, предлагается заполнить опросный листок (будущим крестным родителям) и отправить документ на нашу электронную почту: loutem@mail.ru

Скачать опросный листок можно здесь

Поиск по сайту

Заказ сорокоуcта

Какой сейчас год?
Email:
Тип сорокоуста:
За кого
 

Календарь

 
 

 
 

Православие - Сайт Храма вчесть Казанской Иконы Божией Матери в селе Роженцово Нижегородской Митрополии Городецко-Ветлужской Епархии.
Православие

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНТСВА В СХЕМЕ

Православие, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР последователи П. превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Грузии.

Размежевание в христианстве между П. (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей).

Православное вероучение, имеющее общехристианскую основу, базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В Священное предание П. включает постановления первых семи Вселенских соборов (4—8 вв.), решения ряда поместных соборов 4—8 вв., творения отцов церкви и некоторые др. материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм). Главный источник православного вероучения — "Символ веры", принятый Никейским вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами П. являются основные положения христианского вероучения, сформулированные первыми семью Вселенскими соборами. Они объявляются православной церковью "боговдохновенными" — абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми разумом и соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей [об исхождении "святого духа" не только от бога-отца, но и от сына (добавление "filioque"), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых и о "сокровищнице переизбыточествующей благодати", о непорочном зачатии девы Марии], объявляются П. ошибочными, противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме, составляют семь таинств, но имеются различия в их отправлении: в П. при крещении младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько лет); причащаются миряне и духовные лица одинаково — квасным хлебом и вином.

Главным православным богослужением является литургия (обедня). Богослужение в П. ведётся на национальных языках, используются и т. н. мёртвые языки (например, церковно-славянский — в русской православной церкви). Важной составной частью православного культа являются праздники, главные из которых — общехристианские (рождество, пасха и др.). В П. отсутствуют праздники, установленные католицизмом после разделения церквей (см. в ст. Католицизм), в то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов православного культа относятся посты: многодневные (весенний "великий", летний "петров", осенний "успенский" и зимний "рождественский") и однодневные — всего более 200 дней в году. При составлении церковного календаря большинство православных церквей придерживается юлианского календаря (в то время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь). Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один раз).

В специфике вероучения, церковные организации П. нашли отражение особенности исторического развития Византии (где сложилось это христианское направление), а в дальнейшем и др. восточно-европейских и ближневосточных государств (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция феодальных отношений в Византии, сильная императорская власть и одновременно отсутствие многоступенчатой феодальной иерархической лестницы, свойственный византийской культуре в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и в П., в значительной мере обусловили отсутствие такой иерархической организации духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став государственной религией Византийской империи, освящало именем бога государственный строй, основанный на феодальных началах. Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император — "помазанник божий", верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные (автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые различия. Универсальной церковной организации с единым церковным центром (как Ватикан в католицизме) в П. нет.

Проникновение христианства в форме П. на русскую землю началось с середины 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевкой Руси (см. Крещение Руси). С утверждением П. на Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феодальные отношения, Киевское государство сблизилось с другими странами Европы. Введение П. в известной мере способствовало развитию культуры на Руси. Вместе с тем оно принесло народным массам Руси усиление духовного гнёта. В 15—16 вв. в связи с превращением православной церкви в России в крупного феодального собственника внутри П. возникли течения нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели выступали против сосредоточения в руках церкви богатств. Иосифляне, напротив, стояли за экономически сильную церковную организацию, утверждая, что богатство является основой, на которой зиждется могущество церкви. Одержавшие верх иосифляне добились осуждения нестяжателей как еретиков.

В 17 в. в П. возникло ещё одно течение — раскол, впоследствии также признанное еретическим. Оно было связано с реакцией главным образом низших слоев духовенства, ремесленников и крестьян на церковно-обрядовую реформу, проведённую патриархом Никоном. Выйдя победителем из борьбы с этими течениями, ортодоксальное П. освятило власть русских князей, царей, императоров как "помазанников божьих", помогало господствующим классам удерживать трудящихся от выступления против эксплуататоров, оправдывало колонизаторскую политику царизма, культивировало у своих приверженцев враждебность по отношению к иноверцам. Царизм, в свою очередь, стремился укрепить позиции русского П., расценивая выступления против религии как проявление политической неблагонадёжности.

В эпоху капитализма П., ранее являвшееся опорой феодально-монархических сил, стало политически и идеологически приспосабливаться к буржуазным общественным отношениям. Идеи модернизма, возникшие в католицизме во 2-й половине 19 в., распространившиеся также в протестантизме, стали проникать и в П. (правда, ввиду особенностей П. значительно медленнее и в меньшей степени). В России во время буржуазно-демократической революции 1905—07 довольно широко развёртывается православно-церковное обновленчество. Его представители требовали выхода церкви из-под опеки самодержавия, пересмотра социально-этических позиций П. в буржуазном духе, модернизации его вероучения и культа. С поражением первой русской революции начался спад и церковно-обновленческого движения.

С победой социализма в СССР и строительством социализма в ряде др. стран, в которых распространено П., его позиции были сильно подорваны. Этому способствовали отход от религии большинства населения, ослабление религиозности верующих. В целях приспособления к новым социальным условиям П. претерпело и претерпевает сложную эволюцию.

Радикально изменилась политическая ориентация православной церкви: от былого политического союза с эксплуататорскими классами и вражды к социалистическому общественному и государственному строю она перешла на позицию лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики социалистических государств, активному участию в борьбе за сохранение мира и международную безопасность. Переосмысливаются многие идеологические аспекты П. с тем, чтобы представить его не противоречащим современному общественному, научно-техническому и культурному прогрессу. Социально-этические воззрения П. пересматриваются в духе раннего, т. н. коммунистического христианства, воспринимающего победу социализма над капитализмом как следствие "промысла господня". На смену традиционным утверждениям о ненужности и неэффективности изменений социальной структуры (ввиду "греховной испорченности" человеческой природы) приходит признание общественных преобразований. Стремясь противодействовать убыванию числа верующих, православная церковь, сохраняя неизменность догматики (отстаивая таким образом суть православного вероучения), идёт на некоторые нововведения в религиозном культе. Так, ею исключены обряды и молитвы, анахронизм которых слишком очевиден (молитвы о ниспослании дождя, освящение скота и др.). Церкви под влиянием условий жизни верующих пришлось пойти на некоторый пересмотр отношения к постам: на первый план выдвигается "духовный пост", а "телесный пост" рекомендуется соблюдать "по мере сил". Ныне П. не считает греховной работу в дни религиозных праздников. В связи с тем, что подавляющее число посещающих богослужение — женщины, церковь вынуждена вопреки канонам поручать женщинам службы, исполнявшиеся ранее лишь мужчинами: службу псаломщика, алтарщика и др. Православные богословы ставят вопрос о реформе церковного календаря, приведении его в соответствие с "новым стилем".

Однако никакая модернизация не в состоянии сделать П. мировоззренчески совместимым с господствующей в обществе коммунистической идеологией. Оно лишено исторического будущего. В условиях социального и духовного прогресса, неуклонного развития массового атеизма П. — один из пережитков прошлого в сознании всё уменьшающейся части верующих граждан социалистических стран.

Лит.: Ленин В. И., Политическая агитация и "классовая точка зрения", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Социализм и религия, там же, т. 12; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Титов В. Е., Православие, 2 изд., М., 1974; Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968; Красников Н. П., В погоне за веком, М., 1968; Молоков В. А., Философия современного православия, Минск, 1968; Каждан А. П., Возникновение и сущность православия, М., 1968; Курочкин П. К,, Эволюция современного русского православия, М., 1971; Придувалов Ф. М., Антинаукова суть соцiaльно-етичних принципiв руського православ'я, Ки?в, 1972.

Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

 

Символ Веры

Ц

ерковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Это изложение называется Символом веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Имже вся быша означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен единым богом - Святой Троицей.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. - Стал Богочеловеком.

Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, - так как она Матерь Самого Господа.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.

Я верую, что Господь Иисус Христос во время, римского правителя в Иудеи, Понтия Пилата был распят на кресте за нас-людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

5. И воскресшаго в третий день по писанием.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: "по писаниям". Слова "по писаниям" относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени "Воскресеньем". Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

"Седящаго одесную Отца" означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Паки - опять; грядущаго - Того, Который придет.

Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклонятся и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки - говорившего через пророков.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном и Ему следует также поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.

Говорим мы здесь и о главном в нашей вере - о тайне Святой Троицы: наш единый Бог - это Отец, и Сын, и Дух Святой.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.

Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

11. Чаю воскресения мертвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.

Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.

При подготовке материала использовались следующие труды:
"Закон Божий", протоирей Серафим Слободской.
"Православие для детей", О.С. Барило.

 

Общецерковные новости

Наша жизнь